Профилактика суицидального поведения детей и подростков
12 октября 2022 г.
Суицид — это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта. Суицид — это реакция человека на проблему, которая кажется ему не преодолимой.
В детском возрасте (до 13 лет) встречается крайне редко, рост суицидальных попыток у подростков идет с 14 до 15 лет, максимальное количество в период с 16 до 18 лет.
Суицидальную попытку подростки используют как средство изменить ситуацию, как средство выхода (ухода) из непереносимой ситуации.
Подросток нередко представляет себе смерть как временное состояние: очнется и снова будет жить. Искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Психологические переживания часто переоцениваются подростками и недооцениваются взрослыми.
Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
Суицидальные акты встречаются практически в каждой возрастной группе и один из пиков суицидальной активности приходится на подростковый возраст.
• число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза;
• каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства;
• число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек;
• девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши.
Особенности подросткового возраста
Общение со сверстниками для подростка не просто имеет важное значение, это центр его жизни. Все самое важное, что происходит в жизни подростка, сосредоточено именно в общении: дружба, первая любовь, познание себя, развитие мировоззрения, самоутверждение и осознание своей роли и статуса. Учеба и отношения с родителями неизбежно отодвигаются на второй план, хотя, безусловно, тоже имеют значение.
Подростку крайне важно иметь группу сверстников, где его принимают, частью которой он признается. А любая группа потому и устойчива, что все ее члены разделяют определенные ценности и правила. Для подростковых групп такие групповые нормы могут быть особенно яркими, включая даже употребление определенного сленга или стиль в одежде. И следование этим правилам для подростка не прихоть, ему крайне важно быть принятым группой, быть таким же «как все», поддержать друзей.
Основные мотивы суицидального поведения у несовершеннолетних:
• переживание обиды, одиночества, непонимания;
• действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
• переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
• чувство вины, стыда или оскорбленного самолюбия;
• боязнь позора, унижения, насмешек;
• страх наказания, нежелание измениться;
• любовные неудачи, сексуальные эксцессы, нежеланная беременность, чувство мести, злобы;
• желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации;
• сочувствие или подражание товарищам, героям книг, фильмов.
Информация к размышлению
• Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков — семейные конфликты с родителями;
• На втором месте — угроза потери близкого человека (неразделимая любовь);
• На третьем месте — несправедливое отношение, обвинение;
• 15% суицидентов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Кто способен на самоубийство?
С жизнью расстаются не только те подростки, у которых плохая успеваемость и разлаженный контакт с окружающими, но и те, у кого нет проблем ни в семье, ни в школе. И из этого следует главный вывод, что, для того чтобы ценить жизнь, человеку необходимы две вещи: внимание и любовь окружающих, а также любовь к себе самому.
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ СКЛОННОСТИ К СОВЕРШЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВАЖНО ЗНАТЬ И УЧИТЫВАТЬ ПРЕДВЕСТНИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ИЛИ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ)
Коммуникативные индикаторы:
• разговоры о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
• намёки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться, «Скоро все кончится»«;
• много шутят на тему самоубийства;
• появление двойственной оценки значимых событий, самообвинения;
• заинтересованность вопросами смерти;
• сообщение о конкретном плане суицида, выбор темы и разговора, связанных со смертью и самоубийствами.
Поведенческие индикаторы:
• злоупотребление психоактивными веществами;
• эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);
• самоизоляция от других людей и жизни;
• резкое снижение повседневной активности;
• изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
• раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами;
• демонстрируют радикальные перемены в поведении;
• проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Когнитивные индикаторы:
• негативные оценки своей личности, мира и будущего;
• разрешающие установки относительно суицидального поведения;
• представление о мире, как месте потерь и разочарований;
• «туннельно видение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, наличие суицидальных мыслей, намерений, планов;
· чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации;
• невнимательность, рассеянность, медленная маловыразительная речь.
Эмоциональные индикаторы:
• Подавленность, безразличие;
• Признаки депрессии, плакивость, нарушения сна, колебания настроения;
• Появление несвойственно ранее агрессии или ненависти к себе, гневливость;
• Высказывания о своей малозначимости, никчемности.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПРДРОСТКОВ — ЭТАПНЫЙ ПРОЦЕСС И ВАЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА СИТУАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРИ КОТОРЫХ РЕБЕНОК МОЖЕТ РЕШИТЬСЯ НА САМОУБИЙСТВО, ЕСЛИ ОН:
• социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
• живет в нестабильном окружении;
• ощущает себя жертвой насилия;
• предпринимал раньше попытки суицида;
• самоубийства у близких родственников;
• перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
• слишком критически настроен по отношению к себе.
Советы педагогам и родителям:
• внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка;
• оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека;
• оцените глубину эмоционального кризиса;
• внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам;
• не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.
Профилактика суицидального поведения:
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами — более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка- сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное — собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия — психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту — психологу, психотерапевту.
В-пятых, предоставить информацию о телефоне доверия, у детей и подростков должна быть возможность позвонить и рассказать о своих переживаниях, чувствах, проблемах, когда они не знают к кому обратиться за помощью и поддержкой, как поступить в той или иной жизненной ситуации.
Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее: вселять у детей уверенность в свои силы и возможности; внушать им оптимизм и надежду; проявлять сочувствие и понимание; осуществлять контроль за поведением ребенка; анализировать его отношения со сверстниками.
Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.
Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.
Благоприятный прогноз возможен при комплексной медико-социально-психологическая помощи детям и подросткам находящимся в кризисной ситуации и имеющим суицидальные тенденции. Специализированная помощь специалистов оказывается в Астраханской области в кабинетах медико- социальной психологической помощи (КМСПП )расположенных в ГБУЗАО "ОКПБ",ГБУЗ АО «Детская городская поликлиника № 1» (детское население Советского, Кировского и Трусовского районов), ул. Кирова 47, каб. 304, в КМСПП на базе ГБУЗ АО «Наркологический диспансер» ул. Спортивная 36А (детское население Ленинского района), В Астраханской области: на территории детской поликлиники ГБУЗ АО «Ахтубинская ЦРБ» г. Ахтубинск ул. Циолковского 2, (детское население Ахтубинского района и ЗАТО Знаменск), в КМСПП расположенном на территории ГБУЗ АО «Енотаевская ЦРБ» п. Енотаевск, ул. Советская/Редель/Степана Разина 34/60/1 (население Енотаевского и Черноярского районов), в КМСПП расположенном на территории ГБУЗ АО « Наримановская ЦРБ» (население Наримановского района), в КМСПП расположенном на территории поликлиники ГБУЗ АО «Лиманская ЦРБ» п. Лиман, ул. Ленина 51 (население Лиманского и Икрянинского районов), в КМСПП расположенном на территории ГБУЗ АО Камызякская ЦРБ (население Камызякского района), в КСМПП расположенном на территории ГБУЗ АО «Володарская ЦРБ» (население Володарского и Красноярского районов), в КМСПП расположенном на территории ГБУЗ АО «Харабалинская ЦРБ» (население Харабалинского района).Номера телефонов доверия должны знать как дети, так и взрослые, чтобы в любой трудный жизненный момент позвонить и получить совет и помощь специалиста. Добавьте данные номера в контакты своих телефонов и контакты ваших детей.
Номер Всероссийского телефона доверия
8-800-2000-122 круглосуточно
На территории Астраханской области — 8 (8512) 52-54-42, 8 (8512) 51-20-80