Синдром дефицита внимания и гиперактивности

29 июля 2022 г.

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – наиболее распространенное психоневрологическое расстройство среди детей и подростков, встречается примерно у 5 % детского населения и в два раза чаще диагностируется у мужчин, чем у женщин. СДВГ долго рассматривалось как расстройство детского возраста, но результаты исследований подтвердили, что примерно у 50 % пациентов симптомы СДВГ продолжают отмечаться, когда они становятся взрослыми (несколько меняясь со временем).

    Причинами СГВД могут быть:

                        Минимальные органические поражения головного мозга

                        Родовые травмы различной тяжести

                        Кислородное голодание плода во время беременности

                        Некоторые перенесенные матерью заболевания

    Часто симптомы СДВГ отмечаются с 3-4-летнего возраста. Обычно родители ребенка впервые обращаются к специалистам по поводу его гиперактивности. В школьные годы также становятся очевидными нарушения внимания. Кроме того, дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе. К подростковому периоду исчезают яркие проявления гиперактивности, но становятся очевидными отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, низкая успеваемость в школе, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношениями со сверстниками, тревожность и низкая самооценка. Одновременно могут наблюдаться рискованное поведение, трудности в соблюдении правил, подчинении нормам и законам. Подростки с СДВГ входят в группу риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма и наркомании.

    Симптомы СДВГ у детей и взрослых проявляются по-разному:

    Дефицит внимания

    У детей - с трудом поддерживают внимание, не слушают, не следят за ходом мысли, плохо организованы, теряют важные вещи, легко отвлекаются, забывчивы.

    У взрослых - с трудом поддерживают внимание во время встречи, при чтении, при работе с бумагами, склонны откладывать дела на «потом» до паралича деятельности, медлительны, малоэффективны, плохо планируют рабочее время.

    Гиперактивность

    У детей - ерзают и суетятся, не могут усидеть на месте, слишком много носятся и бегают, не могут тихо играть/работать, находятся в вечном движении, «с моторчиком», слишком много разговаривают.

    У взрослых - трудоголизм, слишком много дел в расписании (непомерно загружены работой), сами выбирают очень активную работу, постоянно заняты, что приводит к проблемам в семейных отношениях, слишком много разговаривают.

    Импульсивность

    У детей - в школе выпаливают ответы, не могут дождаться своей очереди, перебивают, вторгаются в чужие разговоры.

    У взрослых - плохо переносят неудачи и разочарования, увольняются с мест работы, рвут отношения с людьми, превышают скорость при вождении, легко теряют самообладание, склонны к появлению зависимостей.

     

    Во взрослом возрасте СДВГ диагностировать более трудно. Симптомы могут быть аналогичны таким, как при расстройствах настроения, тревожных расстройствах, а также расстройствах при употреблении психоактивных веществ.

     

    Лечение СДВГ должны быть своевременными и обязательно включать:

    ·         помощь семье ребенка с СДВГ – приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ;

    ·         выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей;

    ·         просветительскую работу с учителями, коррекцию плана школьного обучения – через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;

    ·         психотерапию детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий;

    ·         лекарственную терапию.

    Лечение СДВГ, в том числе лекарственная терапия, должны быть достаточно продолжительными и ориентированными не только на преодоление клинических симптомов, но и нарушений адаптации.

    РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ!

    Внешняя сторона поведения близких ребенку взрослых людей

    ·         Сдерживайте свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

    ·         Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.

    ·         Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.

    Организация среды и окружающей обстановки в семье

    ·         Старайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения…

    ·         Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко.

    ·         Установите четкий распорядок дня.

    Основная задача в воспитании ребёнка с СДВГ

    ·         Не учить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить управлять собой.

    ·         Необходимо приучать детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им занятия, требующие терпения, и такие же игры.

    ·         Полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, настольные игры для нескольких участников.

    ·         Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.

    ·         Придумайте гибкую систему вознаграждения и наказания.

    ·         Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание).

    ·         Четко объясняйте правила поведения в различных ситуациях и последовательно требуйте их выполнения.

    ·         Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени.

    ·         Используйте четкие, краткие инструкции.

    ·         Каждое новое задание необходимо показать или подкрепить объяснение рисунком.

    ·         Избегайте, по возможности, скопления людей.

    ·         Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

    Всё это оказывает на ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие!

     

    Если стало совсем тяжело…

    Вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит.

    Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок – помогите ему: все в ваших руках!

    Не менее важно - выполнение всех рекомендаций врачей и педагогов.

    Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть трудности!!! При правильном и комплексном подходе к 18 годам ваш ребенок превратится в спокойного и уравновешенного человека.